Словарь терминов

Айкидо — путь гармонии. После десятилетий различных физических и духовных исканий Основатель Айкидо Морихей Уэсиба избрал это имя для обозначения его уникальной системы.

Ай — 1) Гармония, объединение, унификация. Активный принцип Айкидзюцу и Айкидо. 2) Любовь (в другом написании). Дух любви — это дух гармонии. Не эгоистичная, ограниченная привязанность к отдельному человеку или группе, но всеобъемлющая любовь, сочувствующая всему сущему в мире.

Ки — Мнение. Дух. Энергия. Насущная сила, намерение. Ки, жизнетворная субстанция вселенной. Основополагающий элемент всех аспектов восточной культуры — философии, медицины, искусства, физической тренировки. Ки может быть осознана лишь при непосредственном восприятии.

До — путь, способ, метод, вид, манера. В Японии любое искусство, ставящее целью достичь технического и духовного совершенства, называют До — Путем к гармонии духа и тела.

Айкидока — занимающийся айкидо.

Будо — военный путь, боевые принципы. Принципы проистекают из воинских искусств, как, например, Дзюдо из Дзюдзюцу.
Будока — тот, кто исповедует боевые принципы; человек, следующий воинственным путем, дорогой воина.

Сэнсэй — учитель (буквально — прежде рожденный).

Сихан — мастер-наставник. Титул, применяемый к учителям высших рангов.

Досю — великий мастер, магистр. Согласно японским обычаям, положение Великого мастера, магистра должно передаваться по наследству. В настоящее время Досю — Моритеру Уэшиба, внук Основателя.

Учи дэси —ближайший ученик или последователь.

Сэмпай — старший ученик.

Кохай — младший ученик.

Дан — мастерская степень.

Кю: — ученическая степень.

Юданся — старшие степени (Даны)

Нагэ — проводящий прием партнер

Укэ — атакующий партнер

ВЗАИМНОЕ ОБЩЕНИЕ

О-нэгаи симас — очень Вас прошу, формула приветствия, произносится перед началом занятия и как приглашение в парную работу.

До:мо аригато годзаимаста — большое спасибо

Хадзимэ — начали

Ямэ — стоп, закончили

Татте, кирицу — встать

Сэйдза — сесть (на колени)

Мокусо (моксо) — медитация, «молчание мыслей»

Рэй — поклон.

Дза рэй — поклон на коленях

Рицу рэй — поклон стоя

Гомэн насай — прошу прощения; извините (после того, как случилась неловкость)

Сумимасэн — прошу прощения (обычно перед тем, как побеспокоить)

Ий дэс — ничего страшного, все в порядке

ЗАЛ, ОДЕЖДА И ЭКИПИРОВКА

Додзе — место постижения пути, тренировочный зал

Кимоно — традиционная японская одежда

Ги (до ги) (кейко ги) — одежда для тренировки.

Хакама — штаны-юбка(в айкидо традиционно черного или синегоцвета)

Оби — пояс

Боккэн — деревянный меч для занятий

Танто: — деревянный нож для занятий

Дзё: — деревянная палка для занятий

Татами — маты (исходно — японские соломенные)

Камидза — «верхнее место; почётное место». Главное место в зале

Семэн — фасад, фронт, лицевая часть чего-либо. Также — название свитка с каллиграфией, который обычно расположен у камидза.

Хомбу додзе — термин, используемый, для обозначения центрального додзе организации. Главный тренировочный зал, штаб-квартира Айкидо в токийском Районе Синдзюку. Является одновременно штабом Всеяпонской и Международной ассоциаций Айкидо.

СТОРОНЫ И ЧАСТИ ТЕЛА

Те — рука
Тай — тело
Куби — горло
Тэкуби — предплечье
Мунэг — грудь
Катап — плечо
Aси — стопа, шаг
Эри — ворот
Хидзи — локоть
Котэ — запястье
Хара — живот
Коси — бедро, поясница
Удэ — локоть
Мэн — лицо
Тэ-гатана — рука-меч

Дзё: — верх
Тю: (чу) — середина
Гэ (ги) — низ
Миги — правый
Хидари — левый
Маэ — передний, вперед
Усиро — задний, назад
Ёко — боковой, вбок

СЧЕТ

Ити — один
Ни— два
Сан— три
Си — четыре
Го — пять
Року — шесть
Сити — семь
Хати — восемь
Кю: — девять
Дзю—десять

УКЭМИ — ПАДЕНИЕ, СТРАХОВКА

Укеми — буквально «получающий через тело». Падение. Способ совершения контролируемого падения при броске.

Маэ укэми — кувырок вперед.

Гяку маэ укэми — кувырок вперед по диагонали, через разноименную руку.

Усиро укэми — кувырок назад.

Гяку усиро укэми — кувырок назад через впереди стоящую ногу, страховка назад с возможным кувырком через плечо, одноименное подгибающейся ноге (в процессе выполнения происходит смена ног)

Ёко укэми — боковая страховка

Маэ отоси (маэ) — напрыгивание на руки

СТОЙКИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Камае — положение или стойка с оружием или без него.

Тачи ваза — техника выполняемая стоя.

Сувари вадза — техники, выполняемые уке и наге в сидячем положении.

Сувари — Сидящий, сидя.

Ханми хантати — позиция, где наге сидит, а уке стоит.

Ма ай — дистанция между партнерами, дистанция гармонии: «две руки», «два меча»

Сидзэнтай — стойка естественного ожидания

Кибадати — «стойка всадника»

Ай ханми — одноименная стойка двух партнеров

Гяку ханми — разноименная стойка двух партнеров

Кайтен — поворот на 180 градусов, ноги остаются на месте, буквально «открой и поверни». Третья из трех основ техники бросков Айкидзюцу и Айкидо.

Тенкан — перемещение с вращением.

ЗАХВАТЫ

Кататэ дори — захват одной рукой за руку соперника

  а) Гяку-ханми кататэ дори — разноименный захват за руку (правая за левую или наоборот).

  b) Ай-ханми кататэ дори (коса дори) — одноименный захват за руку (правая за правую или наоборот)

Моротэ дори (Рё кататэ дори) — захват двумя руками за одну

Рётэ дори — захват за обе руки

Ката дори — захват за плечо

Рё ката дори — захват за оба плеча

Мунэ дори — захват за куртку на груди («за грудки»)

Хидзи дори — захват за локоть

Усиро рётэдори — захват сзади за обе руки

Усиро рё хидзи дори — захват сзади за оба локтя

Усиро эри дори — захват сзади за ворот куртки

Усиро куби симэ — захват сзади за шею с удушением

УДАРЫ

Дзёдан цки — удар кулаком в голову (верхний уровень)

Чудан цки — удар кулаком в туловище (средний уровень)

Гэдан цки — удар ниже пояса (нижний уровень)

Сёмэн ути (шомен учи) — вертикальный рубящий удар ребром ладони в голову по направлению сверху вниз

Ёкомэн ути (ёкомен учи) — рубящий удар ребром ладони в голову сбоку

НАЗВАНИЯ ПРИЕМОВ

Ката — фиксированная форма или предписанный образ перемещения. Используется в боевых искусствах как метод обучения.

Омотэ — вариант исполнения приема с входом навстречу (ирими)

Ура — вариант исполнения приема с уходом (тэнкан) в сторону

Нагэ — бросок

Иккё (дай иккё) — первый контроль (локтя)

Никкё (дай никкё) — второй контроль (локтя и запястья)

Санкё (дай санкё) — третий контроль (запястья и предплечья)

Ёнкё (дай ёнкё) — четвертый контроль (локтя и предплечья)

Гокё (дай гокё) — пятый контроль (локтя и запястья)

Дзюдзи нагэ (дзюдзи гарами нагэ) — бросок «связыванием накрест» рук противника

Ирими нагэ — бросок, выполняемый на встречном движении

Кайтэн нагэ — бросок круговым движением

Кокю нагэ (кокьюнаге) — бросок «силой дыхания»

Коси нагэ (кошинаге) — бросок через бедро

Котэ гаеси нагэ (котэгаеши) — бросок «опрокидыванием предплечья»

Сихо нагэ (шихонаге) — бросок «на четыре стороны»

Суми отоси (сумиотоши) — бросок воздействием на руку изнутри

Тэнти нагэ (тэнчинаге) — бросок «небо-земля»

Удэкимэ нагэ — бросок воздействием на руку (локоть) снаружи

Хидзи кимэ — удержание локтя

Айкиотоши — глубокий вход с подбросом внешней ноги уке

Суми отоши — бросок давлением в локоть.

Дзию ваза — свободные атака и защита.

Кихон ваза — наиболее формальный способ выполнения или демонстрации техники.

Кокю хо — дыхательная медитация. Особый вид сосредоточения и подготовительные приемы, способствующие успокоению духа и установлению истинного Кокю.

Хенка ваза — Различные техники, изменение техники. Особенно при начале одного приема и изменении на другой в процессе выполнения.

Кимэ — концентрация силы

Ки-но-нагарэ — поток ки; энергия, подобная ручью. Работа в динамике.

Дзансин — неразрушимое сосредоточение. Дзансин — «следование сквозь» прием, «через» технику; даже после броска вы связаны с вашим партнером непрерывающимся потоком Ки и при этом готовы воспринять любую новую атаку.

Кокю — движущееся дыхание. Концепция Кокю подобна индийской идее праны — «жизненного дыхания космоса». Когда ваше Кокю полное и глубокое, вы созвучны действию вселенной.

Кейко — тренировка, занятия