Айкидо — путь гармонии. После десятилетий различных физических и духовных исканий Основатель Айкидо Морихей Уэсиба избрал это имя для обозначения его уникальной системы.
Ай — 1) Гармония, объединение, унификация. Активный принцип Айкидзюцу и Айкидо. 2) Любовь (в другом написании). Дух любви — это дух гармонии. Не эгоистичная, ограниченная привязанность к отдельному человеку или группе, но всеобъемлющая любовь, сочувствующая всему сущему в мире.
Ки — Мнение. Дух. Энергия. Насущная сила, намерение. Ки, жизнетворная субстанция вселенной. Основополагающий элемент всех аспектов восточной культуры — философии, медицины, искусства, физической тренировки. Ки может быть осознана лишь при непосредственном восприятии.
До — путь, способ, метод, вид, манера. В Японии любое искусство, ставящее целью достичь технического и духовного совершенства, называют До — Путем к гармонии духа и тела.
Айкидока — занимающийся айкидо.
Будо — военный путь, боевые принципы. Принципы проистекают из воинских искусств, как, например, Дзюдо из Дзюдзюцу.
Будока — тот, кто исповедует боевые принципы; человек, следующий воинственным путем, дорогой воина.
Сэнсэй — учитель (буквально — прежде рожденный).
Сихан — мастер-наставник. Титул, применяемый к учителям высших рангов.
Досю — великий мастер, магистр. Согласно японским обычаям, положение Великого мастера, магистра должно передаваться по наследству. В настоящее время Досю — Моритеру Уэшиба, внук Основателя.
Учи дэси —ближайший ученик или последователь.
Сэмпай — старший ученик.
Кохай — младший ученик.
Дан — мастерская степень.
Кю: — ученическая степень.
Юданся — старшие степени (Даны)
Нагэ — проводящий прием партнер
Укэ — атакующий партнер
ВЗАИМНОЕ ОБЩЕНИЕ
О-нэгаи симас — очень Вас прошу, формула приветствия, произносится перед началом занятия и как приглашение в парную работу.
До:мо аригато годзаимаста — большое спасибо
Хадзимэ — начали
Ямэ — стоп, закончили
Татте, кирицу — встать
Сэйдза — сесть (на колени)
Мокусо (моксо) — медитация, «молчание мыслей»
Рэй — поклон.
Дза рэй — поклон на коленях
Рицу рэй — поклон стоя
Гомэн насай — прошу прощения; извините (после того, как случилась неловкость)
Сумимасэн — прошу прощения (обычно перед тем, как побеспокоить)
Ий дэс — ничего страшного, все в порядке
ЗАЛ, ОДЕЖДА И ЭКИПИРОВКА
Додзе — место постижения пути, тренировочный зал
Кимоно — традиционная японская одежда
Ги (до ги) (кейко ги) — одежда для тренировки.
Хакама — штаны-юбка(в айкидо традиционно черного или синегоцвета)
Оби — пояс
Боккэн — деревянный меч для занятий
Танто: — деревянный нож для занятий
Дзё: — деревянная палка для занятий
Татами — маты (исходно — японские соломенные)
Камидза — «верхнее место; почётное место». Главное место в зале
Семэн — фасад, фронт, лицевая часть чего-либо. Также — название свитка с каллиграфией, который обычно расположен у камидза.
Хомбу додзе — термин, используемый, для обозначения центрального додзе организации. Главный тренировочный зал, штаб-квартира Айкидо в токийском Районе Синдзюку. Является одновременно штабом Всеяпонской и Международной ассоциаций Айкидо.
СТОРОНЫ И ЧАСТИ ТЕЛА
Те — рука
Тай — тело
Куби — горло
Тэкуби — предплечье
Мунэг — грудь
Катап — плечо
Aси — стопа, шаг
Эри — ворот
Хидзи — локоть
Котэ — запястье
Хара — живот
Коси — бедро, поясница
Удэ — локоть
Мэн — лицо
Тэ-гатана — рука-меч
Дзё: — верх
Тю: (чу) — середина
Гэ (ги) — низ
Миги — правый
Хидари — левый
Маэ — передний, вперед
Усиро — задний, назад
Ёко — боковой, вбок
СЧЕТ
Ити — один
Ни— два
Сан— три
Си — четыре
Го — пять
Року — шесть
Сити — семь
Хати — восемь
Кю: — девять
Дзю—десять
УКЭМИ — ПАДЕНИЕ, СТРАХОВКА
Укеми — буквально «получающий через тело». Падение. Способ совершения контролируемого падения при броске.
Маэ укэми — кувырок вперед.
Гяку маэ укэми — кувырок вперед по диагонали, через разноименную руку.
Усиро укэми — кувырок назад.
Гяку усиро укэми — кувырок назад через впереди стоящую ногу, страховка назад с возможным кувырком через плечо, одноименное подгибающейся ноге (в процессе выполнения происходит смена ног)
Ёко укэми — боковая страховка
Маэ отоси (маэ) — напрыгивание на руки
СТОЙКИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Камае — положение или стойка с оружием или без него.
Тачи ваза — техника выполняемая стоя.
Сувари вадза — техники, выполняемые уке и наге в сидячем положении.
Сувари — Сидящий, сидя.
Ханми хантати — позиция, где наге сидит, а уке стоит.
Ма ай — дистанция между партнерами, дистанция гармонии: «две руки», «два меча»
Сидзэнтай — стойка естественного ожидания
Кибадати — «стойка всадника»
Ай ханми — одноименная стойка двух партнеров
Гяку ханми — разноименная стойка двух партнеров
Кайтен — поворот на 180 градусов, ноги остаются на месте, буквально «открой и поверни». Третья из трех основ техники бросков Айкидзюцу и Айкидо.
Тенкан — перемещение с вращением.
ЗАХВАТЫ
Кататэ дори — захват одной рукой за руку соперника
а) Гяку-ханми кататэ дори — разноименный захват за руку (правая за левую или наоборот).
b) Ай-ханми кататэ дори (коса дори) — одноименный захват за руку (правая за правую или наоборот)
Моротэ дори (Рё кататэ дори) — захват двумя руками за одну
Рётэ дори — захват за обе руки
Ката дори — захват за плечо
Рё ката дори — захват за оба плеча
Мунэ дори — захват за куртку на груди («за грудки»)
Хидзи дори — захват за локоть
Усиро рётэдори — захват сзади за обе руки
Усиро рё хидзи дори — захват сзади за оба локтя
Усиро эри дори — захват сзади за ворот куртки
Усиро куби симэ — захват сзади за шею с удушением
УДАРЫ
Дзёдан цки — удар кулаком в голову (верхний уровень)
Чудан цки — удар кулаком в туловище (средний уровень)
Гэдан цки — удар ниже пояса (нижний уровень)
Сёмэн ути (шомен учи) — вертикальный рубящий удар ребром ладони в голову по направлению сверху вниз
Ёкомэн ути (ёкомен учи) — рубящий удар ребром ладони в голову сбоку
НАЗВАНИЯ ПРИЕМОВ
Ката — фиксированная форма или предписанный образ перемещения. Используется в боевых искусствах как метод обучения.
Омотэ — вариант исполнения приема с входом навстречу (ирими)
Ура — вариант исполнения приема с уходом (тэнкан) в сторону
Нагэ — бросок
Иккё (дай иккё) — первый контроль (локтя)
Никкё (дай никкё) — второй контроль (локтя и запястья)
Санкё (дай санкё) — третий контроль (запястья и предплечья)
Ёнкё (дай ёнкё) — четвертый контроль (локтя и предплечья)
Гокё (дай гокё) — пятый контроль (локтя и запястья)
Дзюдзи нагэ (дзюдзи гарами нагэ) — бросок «связыванием накрест» рук противника
Ирими нагэ — бросок, выполняемый на встречном движении
Кайтэн нагэ — бросок круговым движением
Кокю нагэ (кокьюнаге) — бросок «силой дыхания»
Коси нагэ (кошинаге) — бросок через бедро
Котэ гаеси нагэ (котэгаеши) — бросок «опрокидыванием предплечья»
Сихо нагэ (шихонаге) — бросок «на четыре стороны»
Суми отоси (сумиотоши) — бросок воздействием на руку изнутри
Тэнти нагэ (тэнчинаге) — бросок «небо-земля»
Удэкимэ нагэ — бросок воздействием на руку (локоть) снаружи
Хидзи кимэ — удержание локтя
Айкиотоши — глубокий вход с подбросом внешней ноги уке
Суми отоши — бросок давлением в локоть.
Дзию ваза — свободные атака и защита.
Кихон ваза — наиболее формальный способ выполнения или демонстрации техники.
Кокю хо — дыхательная медитация. Особый вид сосредоточения и подготовительные приемы, способствующие успокоению духа и установлению истинного Кокю.
Хенка ваза — Различные техники, изменение техники. Особенно при начале одного приема и изменении на другой в процессе выполнения.
Кимэ — концентрация силы
Ки-но-нагарэ — поток ки; энергия, подобная ручью. Работа в динамике.
Дзансин — неразрушимое сосредоточение. Дзансин — «следование сквозь» прием, «через» технику; даже после броска вы связаны с вашим партнером непрерывающимся потоком Ки и при этом готовы воспринять любую новую атаку.
Кокю — движущееся дыхание. Концепция Кокю подобна индийской идее праны — «жизненного дыхания космоса». Когда ваше Кокю полное и глубокое, вы созвучны действию вселенной.
Кейко — тренировка, занятия