Сведения об аттестациях в клубе Дзикисинкай
Условия допуска к аттестации
Для степеней кю:
5 кю: не ранее, чем через 6 месяцев, но не менее 60 отработанных тренировочных дней.
4 кю: не ранее, чем через 6 месяцев после получения 5 Кю, но не менее 60 отработанных тренировочных дней.
3 кю: не ранее, чем через 6 месяцев после получения 4 Кю, но не менее 60 отработанных тренировочных дней.
2 кю: не ранее, чем через 9 месяцев после получения 3 Кю, но не менее 90 отработанных тренировочных дней.
1 кю: не ранее, чем через 9 месяцев после получения 2 Кю, но не менее 100 отработанных тренировочных дней.
Для степеней дан:
- Степени Дан присваиваются занимающимся Айкидо в соответствии с их личностными качествами, техническим уровнем мастерства и в соответствии с условиями допуска, утверждёнными ВЦА.
- Все степени Дан утверждаются и присуждаются Главой Всемирного Центра Айкидо — Айкидо Досю.
- Все степени Дан должны регистрироваться ВЦА.
Степени Дан становятся действительными после их регистрации в ВЦА.Размер регистрационного и аттестационного взносов устанавливается в соответствии с тарифами ВЦА. - Все занимающиеся Айкидо обязаны стать членами Международной Организации Айкикай одновременно с регистрацией ВЦА их степени 1-ый Дан/
Желающие могут стать членами Международной Организации Айкикай до присуждения им степени 1-ый Дан. - ВЦА выдает дипломы о присуждении степени Дан только тем, кто зарегистрирован в Международной Организации Айкикай.
Дипломы о присуждении степени Дан выписываются на японском языке.
Документы о присвоении степеней Дан регистрируются в Аттестационной комиссии ФААР. - Международные Удостоверения «YUDANSHA» Айкикай выдаются вместе с дипломами о присуждении степени 1-ый Дан.
Экзаменационная политика «Дзикисинкай».
Экзаменационная политика в клубе исходит из того, что экзамены являются не просто средством контроля за усвоением учебной программы, но и — важной методической составляющей самого процесса обучения.
Вопреки распространённому взгляду, что экзамены нужны для оценки качества усвоения и оценки характеристик сдающего, по нашему мнению, это совершенно не так. Такой взгляд приводит к распространению «соревновательного» подхода в айкидо и подспудно служит возможности «ранжирования» сдающих экзамены, против чего возражал и Основатель Айкидо, и все известные мне сиханы Айкикай старшего возраста.
Поскольку в Айкидо отсутствует система «свободных поединков», выявляющих победителя, и не должно быть соревнований, в Айкидо нет другой возможности обеспечить работу занимающегося на пределе его физических и моральных возможностей, кроме «экзаменов» («Shinsa»). Заметим, что этот японский термин в оригинале переводится как «обследование» или как «тест». То есть это — еще одна тренировка, позволяющая сдающему определиться с реальным уровнем своей готовности по результатам очередного завершенного этапа обучения.
На экзамен человек выходит не сдавать, а демонстрировать. Не пройти тест он не может, т.к. его техническая готовность к этому времени уже ясна преподавателю, и факт экзамена становится для ученика внутренним испытанием готовности к новому стрессу.(Формулировка принадлежит О. В. Нуднову)
Рассмотрим этапы и соответствующие им задачи. Надо понимать, что поднимаемая тема не касается «ученических степеней «кю». Содержание тестов на ученические степени находится в ведении непосредственных преподавателей. Общая программа обучения изложена на сайте Хомбу Додзё и не должна подвергаться какой-либо ревизии. Она составляет основу постижения базовых техник Айкидо (Айкидо Кихон Вадза) и построена таким образом, чтобы к тесту на первый кю занимающийся твёрдо усвоил все имеющиеся базовые техники, свободно владел терминологией и обозначил своё желание изучать и постигать Айкидо.
Айкидока, достигший уровня первого кю, не должен узнавать об этом от своего преподавателя. Во время теста ему должны быть предложены любые (даже самые каверзные) варианты базовых техник и он лично должен убедиться в своей способности их реализовать. Понятно, что при таком подходе не обойтись без «брака» и элементов незнания и решающим является демонстрация воли к преодолению возникших неприятностей (не путать с желанием решить проблему чисто силовым путём — это должно пресекаться) и способность действовать в условиях стресса (к этому и должны готовить все тесты на промежуточных ученических этапах).
После получения первого кю у занимающегося есть по крайней мере один год для исправления выявленных проблем.
Экзамены на степени кю не должны тестировать выносливость или силовую составляющую, и потому обычно не превышают 20-25 минут.
Первый Дан ознаменовывает завершение начального этапа обучения Айкидо. Это — аналог завершения «среднего образования» в школе. Экзамен на первый Дан практически не содержит новых техник Айкидо и в техническом плане отличается от экзамена на первый кю только включением элементов дзиу-вадза. Смысл — занимающийся демонстрирует (себе в первую очередь) возможность свободно применять самые разные бросковые техники (коккю наге) при частично-обусловленных атаках (как удары, так и захваты). Исторически, удары ногами не входят в тестирование, но, по факту, это остаётся на усмотрение преподавателя.
Важное дополнение — готовиться к таким экзаменам нужно очень вдумчиво, поскольку интересует не заученность техник, а спонтанность и органичность их исполнения.
Уке на экзаменах на дан должны иметь не ниже первого кю. Обычно на экзамен приглашают одного уке, но по требованию экзаменатора уке меняется по мере его уставания, чтобы поддерживать интенсивность работы тестируемого. Продолжительность экзамена на первый Дан обычно 25-30 минут.
Минимальный период после экзамена на первый Дан — два года регулярных занятий.
Второй Дан призван проверить возможность тестируемого свободно переходить от одной техники к другой при возникновении такой возможности (вариативность техники — хэнка вадза).
Для этого в структуру теста вводятся специальные задания типа:
⁃ пять однотипных атак подряд с одним и тем же входом, но с пятью разными техниками;
⁃ одна техника и один и тот же вход (по возможности) против пяти совершенно различных атак.
Кроме этого, тест должен содержать базовые знания танто дори не менее пяти техник при ударах сверху и не менее трех техник от тычковых ударов. Смысл теста – выполнение основных требований:
⁃ наличие готовности (камаэ);
⁃ безопасность дистанций;
⁃ уход с линии атаки;
⁃ контроль оружия в процессе выполнения;
⁃ безопасный отбор оружия у атакуещего;
⁃ наличие зансин и безопасная (для тестируемого) передача оружия атакующему перед следующей атакой.
Главной отличительной частью экзаменов на второй Дан от всех предыдущих является включение вариантов ни-нин дори (захват двумя уке) и ни-нин гакэ (свободная атака двумя уке). У этого этапа есть две основные задачи:
⁃ при одновременном захвате показать вариативность своей техники на примере одновременной и независимой самостоятельной работы левой и правой стороны против независимых оппонентов;
⁃ продемонстрировать наличие «позиционного мышления», то есть умение переместиться таким образом, чтобы одновременно дать возможность быть атакованным только одним оппонентом, но при этом продемонстрировать знание техник Айкидо.
На тестах на второй Дан и выше все уке должны быть Юданься. То есть вариативность и мышление — главная часть тестирования на второй Дан. Такие экзамены обычно длятся больше получаса. Для исправления обнаруженных проблем занимающимся дается не менее трех лет.
Тестирование на третий Дан призвано выявить увеличение мощности исполнения за счет того, что принято называть «Ки». Кроме этого, занимающийся должен продемонстрировать устойчивую вариативность и позиционное мышление при атаках трех оппонентов и более. И продемонстрировать понимание работы против «традиционного оружия» — танто, боккен и дзё. Техники с дзё при этом должны выполняться в двух вариантах — когда уке атакует с помощью дзё и когда уке захватывает дзё у тестируемого.
Задача — демонстрация устойчивого исполнения всех принципов, изложенных для танто в разделе «второй Дан».
На мой взгляд экзамен на третий Дан является в каком-то смысле «промежуточным» перед финальным техническим экзаменом.
Тест на четвертый Дан является последним «техническим» экзаменом и является аналогом «госэкзамена о высшем образовании». По итогам этого экзамена занимающийся должен продемонстрировать полное знание всех технических аспектов Айкидо и свою готовность к дальнейшему ментальному и преподавательскому росту.
Технически экзамен на четвертый Дан не содержит ни одного элемента, которого бы не было в экзамене на третий Дан. Важнейшей частью экзамена на Четвертый Дан является необходимость сдающего работать на полном пределе своих ментальных, волевых и физических возможностей. Для этого обычно в начало экзамена включаются самые изнуряющие элементы техник и при этом происходит регулярная замена уке для поддержания максимально высокого темпа. Этот темп должен поддерживаться на всей протяженности экзамена, но в задачу экзаменатора входит не перейти «черту», при которой сдающий не сможет продолжать. Кульминацией должна стать «танидзу гакэ» (свободная атака нескольких уке), проводимая не менее чем тремя (лучше — четырьмя) уке в высоком темпе, задача которых — загнать сдающего «в угол», захватить и не дать возможности сопротивляться. Но и в этом случае необходимо дать возможность сдающему попробовать исправить свое положение. Техники с оружием являются завершающей частью экзамена и должны отличаться от уровня третьего Дана мощностью исполнения, безукоризненным таймингом и контролем.
В целом, надо исходить из того, что экзамен ЛЮБОГО УРОВНЯ является не способом оценить экзаменуемого, а средством дать ему новые знания и понимание, куда он должен двигаться и что он должен исправлять. Для этого Айкидоки должны уметь самостоятельно «изучить свои недостатки и бороться с ними», а не ждать, когда их преподаватель им все разъяснит, подправит, поставит им оценку и «погладит по голове»!